В первую очередь необходимо отметить, что для того, чтобы сформировать у детей толерантное отношение к другим людям, сам педагог должен быть образцом толерантного отношения. В противном случае результат будет отрицательным. Дети очень восприимчивы, путём подражания они усваивают те образцы поведения, которые демонстрирует им взрослый. Педагог должен всегда об этом помнить, его слова не должны расходиться с его действиями.
Формирование представлений о том или ином качестве должно идти от представления о самом качестве, о поведении других людей, обладающих данным качеством, к анализу собственного поведения, а от него – к оценке адекватности поведения других и собственного поведения. То есть, развитие представлений о качестве идёт следующим образом: что такое толерантность, как ведут себя толерантные люди, в каких ситуациях я проявляю толерантность, насколько моё поведение и поведение других может быть оценено как толерантное. В соответствии с этими направлениями и разработанными механизмами формирования толерантности и строится программа формирования данного нравственного качества личности.
В основе разработанной программы лежат следующие механизмы формирования толерантности:
* реализация целенаправленной, систематической и комплексной работы по формированию толерантности;
* дифференциация с учётом данных, полученных в ходе исследования и создание смешанных групп;
* использования клубной деятельности, как наиболее успешной формы воспитательной работы.
Программа формирования у младших школьников толерантности как нравственного качества личности
Возможные мероприятия, направленные на формирование толерантности как нравственного качества личности:
1. Формирование знаний и представлений о толерантности
- Проведение серии бесед о толерантности, включающей в себя не нравоучительные повествования, а работу со сказками и разбор различных ситуаций.
Цель: Формирование у детей представлений о толерантности и о понятиях её определяющих, создание условий для формирования положительного отношения к толерантности как к нравственному качеству личности.
Продолжительность: 5 – 6 бесед (беседы должны быть построены на основе интересного и актуального для ребёнка материала и каждая беседа должна отличаться от предыдущей и вызывать интерес, а не скуку)
- Проведение родительского собрания «Мир без жестокости»
Задачи: 1)Объяснение смысла понятия «толерантность», выявление различий между понятиями «толерантность» и «терпимость»;2) Формирование представлений о толерантности не как о бесконечном терпении, а как об активном отношении к окружающему миру, подразумевающим принятие особенностей других людей, но не допускающим несправедливости; 3)Показать значимость формирования толерантности у младших школьников.
Продолжительность: 1-2 собрания параллельно с проведением бесед с детьми (Важно не допускать перехода к нравоучениям, родители должны увидеть необходимость формирования толерантности, а не получить ещё одно основание к её неприятию).
2.Формирование положительного отношения к толерантности
- Клуб «Протяни другому руку»
Задачи: 1)Формирование у детей представлений о других народах, как о носителях уникальной и интересной культуры; 2)Формирование положительного отношения к традициям других народов, к их особенностям; 3) Создание условий для формирования у детей готовности к толерантному поведению.
Продолжительность: 3 – 4 месяца (функционирование различных направлений клубной деятельности и их взаимодействие).
Проводимые проекты: «Как жить в мире?», «Цвет кожи – дружбе не помеха»
Задачи проектов: 1)Реализация полученных в процессе клубной деятельности знаний; формирование положительного отношения к толерантности; создание условий для формирования потребности руководствоваться полученными знаниями, поступать в соответствии с ними; 2) Создать условия для размышлений детей о возможности реализации принципов толерантного взаимодействия в условиях повседневного общения. В течение месяца после окончания клубной деятельности.
3. Формирование потребности руководствоваться полученным знанием, поступать в соответствии с ним.
- Презентация проектов: 1)Создать условия для презентации детьми своих идей, для презентации плодов стараний детей их родителям; 2) Обмен впечатлениями и идеями внутри детского коллектива, взгляд на проблему с разных сторон; 3)Создание условий для формирования потребности руководствоваться полученными знаниями и идеями в повседневной После окончания работы над проектами (с привлечением родителей.). Предполагается активность детей при подготовке к презентации (подготовка приглашений для родителей, оформление плакатов и др.). 1 неделя для подготовки, 1-2 дня для презентации (с приглашением родителей в один из дней)
- Площадка толерантности: «Узнал сам – передай другому»
Задачи: 1)Создание площадки толерантности, позволяющей ученикам передавать полученные ими знаниями более младшим детям; 2)Подготовка мероприятий, тренингов совместно с учителем, формирование активной позиции при их организации; 3) Создание условий для формирования взаимопомощи между учащимися. В зависимости от степени активности детей, их интереса и включения в работу других классов. Возможно создание постоянно функционирующих площадок, позволяющих детям не только делиться своими знаниями, но и совместно разрешать возникающие у них проблемы.
Источник: авторская разработка.
Методические рекомендации, теоретические и практические наработки
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12014-06-02 19:56:56
Страница: 1